Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава III
Формирование личности и открытие «Я»

III. 4. Дифференциально-психологические аспекты развития. Часть 1

Как уже не раз подчеркивалось, становление личности и психическое развитие протекают у разных людей по-разному. Серьезное изучение психологии половых различий только еще начинается, и эмпирические данные весьма противоречивы.

Относительно умственных способностей достоверно установлено, что девочки превосходят мальчиков в словесно-речевой деятельности: в младенчестве девочки раньше начинают говорить, затем половые различия как будто сглаживаются, но приблизительно с 11 лет девочки снова заметно опережают мальчиков, причем это опережение продолжается до окончания средней школы, а возможно и дольше.

Мальчики начиная с подросткового возраста превосходят девочек в решении пространственно-зрительных задач и в математических способностях (здесь их преимущество проявляется начиная с 12—13 лет). Однако многие другие предположения, которые обыденное сознание склонно считать самоочевидными, не выдерживают экспериментальной проверки.

Нельзя, например, считать доказанным мнение, что девочки превосходят мальчиков в механическом запоминании и выполнении простых, однообразных задач, тогда как мальчики лучше справляются с задачами, требующими более сложных размышлений и заглушения ранее усвоенных реакций. Не доказано и то, что мышление мальчиков более «аналитично», — значимых половых различий в стиле умственной деятельности психологи пока не обнаружили.

Проблема половозрастной дифференциации познавательных способностей заслуживает серьезного внимания. Учителям хорошо известно, что в старших классах различия в направленности интересов и занятий мальчиков и девочек увеличиваются, причем, хотя девочки на всем протяжении школьного периода лучше учатся и имеют более высокий средний балл, интересы мальчиков более дифференцированны и определенны.

Однако дифференциация умственных способностей может быть также результатом прогрессирующей специализации школьного обучения. Чтобы проверить это, нужно обследовать параллельно учащихся и неучащихся одного и того же возраста. Кроме того, данные, полученные методом поперечных срезов, нуждаются в лонгитюдном подтверждении. Наконец, встает вопрос о достаточности и обоснованности используемых психологами тестов.

Большие различия существуют в эмоциональных реакциях и самосознании юношей и девушек. Если судить по их самоописаниям, в 14—15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т.д.

Склонность девочек видеть себя более интроспективными и чувствительными подтверждается и другими данными, например сравнением дневников юношей и девушек. Не говоря о том, что девочки раньше начинают вести дневники и делают это гораздо чаще и систематичнее мальчиков, девичьи дневники отличаются большей интимностью.

Это, как правило, описание и анализ собственных чувств и переживаний, особенно любовных, сплошной разговор с собой и о себе. Юношеские дневники более разнообразны и предметны, в них шире отражаются интеллектуальные увлечения и интересы авторов, их практическая деятельность; эмоциональные переживания описываются юношами более скупо и сдержанно.

Существенно различаются и ретроспективные описания «трудного возраста» юношами и девушками. Юношеские самоописания более динамичны, акцент в них делается на появлении новых интересов, видов деятельности и т. п. Девичьи самоописания более субъективны и говорят в основном об испытываемых чувствах, чаще отрицательных.

Однако самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившейся дифференциации половых ролей. Без учета социальных условий половые различия в поведении и самосознании понять нельзя.

В исследованиях и тестах, основанных на самоотчетах, женщины обычно выглядят более тревожными и чаще испытывающими страх, чем мужчины. В то же время объективное (с помощью КГР) измерение эмоциональных реакций в стрессовых ситуациях показывает, что половые различия в этих случаях невелики.

Сопоставляя эти факты с тем, что традиционная мужская роль запрещает мальчику испытывать страх, психологи предполагают, что мальчики просто подавляют или утаивают часть своих не соответствующих идеалу «маскулинности» чувств и переживаний, тогда как девочки говорят о них открыто (недаром мальчики имеют более высокие показатели по контрольным шкалам «лжи» и «психологической защиты»). Поэтому, хотя девушки считают себя более тревожными, чем юноши (это само по себе существенно — в конце концов, именно подавляя страх, изгоняя его из своего сознания, юноша становится смелым), объективная картина неясна.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.