Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава III
Формирование личности и открытие «Я»

III. 4. Дифференциально-психологические аспекты развития. Часть 3

Степень расхождения реального и идеального «я», определяющая общий уровень самоуважения, зависит от целого ряда условий. На одном полюсе стоят подростки и юноши, у которых низкое самоуважение и преувеличенно критическое отношение к себе связано с невротизмом и склонностью к депрессии. Заниженная самооценка выражает в этом случае, если воспользоваться психиатрическими терминами, «агрессию, направленную на себя».

И здесь учитель, как никто другой, может оказать эмоциональную поддержку старшекласснику, помочь ему разобраться в своих переживаниях, не преувеличивать значение конфликтов, которые через неделю будут забыты. Иногда для этого достаточно дать юноше просто «выговориться». Эффективным способом повысить самоуважение является незаметное включение школьника в такую деятельность, в которой он сможет проявить свои сильные стороны и получить, таким образом, подтверждение своей человеческой ценности.

Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального «я» вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Так, в изученных Е. К. Матлиным сочинениях десятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза больше критических высказываний, чем у пятиклассников. Ту же тенденцию отмечают психологи ГДР. Чаще всего старшеклассники жалуются на слабоволие, неустойчивость, подверженность влияниям и т.п., а также на такие недостатки, как капризность, ненадежность, обидчивость.

Расхождение реального и идеального «я» — функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков и юношей расхождение между реальным и идеальным «я», т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями. То же — у более творческих людей, у которых гибкость и независимость мышления часто сочетаются с недовольством собой, повышенной ранимостью и т. д. Дневники и личные документы многих великих людей, например Л. Толстого, также свидетельствуют о том, что почти все они, кто реже, кто чаще, переживали чувство острой неудовлетворенности собой и творческого бессилия.

Рефлексивная самокритика творческой личности и пониженное самоуважение невротика похожи друг на друга тем, что в обоих случаях присутствует стремление к совершенству и выбор настолько высокого образца, что по сравнению с ним наличные достижения и свойства «я» кажутся незначительными. Но в первом случае конфликт реального и идеального «я» разрешается в деятельности, будь то учеба, труд или самовоспитание. Этот конфликт развертывается на основе сильного «я», которое может ставить себе сложные задачи, и в этом проявляется мера самоуважения.

Наоборот, типичная черта невротика — слабое «я». Невротическая рефлексия остается на уровне пассивного самосозерцания, «вырождается в самодовольное нянчанье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями» (*Гегель. Философия духа. — Соч. М., Госполитиздат, 1956, т. III, с. 26.). Признание и даже гипертрофия собственных недостатков служат здесь не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятельности, вплоть до полного «выключения» из реального мира.

Зная поведение воспитанника, круг его интересов, его способность преодолевать трудности и достигать поставленных целей (прежде всего в той сфере, которая для него самого наиболее личностно значима, каково бы ни было ее место в школьной программе), вдумчивый учитель всегда сможет оценить, к какому из двух полюсов тяготеет старшеклассник и нужно ли учить его несколько умерять уровень своих притязаний, соотнося самооценки с реальными возможностями, или, наоборот, повышать этот уровень, равно как и веру в собственные силы.

В юношеском возрасте уже отчетливо видна направленность личности. Одни старшеклассники четко ориентированы на деятельность; даже если основная сфера их деятельности еще не определена, такие юноши отличаются выраженной потребностью в достижении, умением ставить перед собой конкретные цели, распределять и планировать свое время. Другие живут главным образом воображением; мир их фантазии и мечты часто плохо сочетается с практической жизнью. Третьи пассивно плывут по течению, ориентируясь преимущественно на удовлетворение своих сегодняшних потребностей в общении, эмоциональном комфорте, и не слишком задумываются о будущем. Четвертые увлекаются всем понемногу.

Педагогика юношеского возраста имеет дело с людьми выросшими, но еще не взрослыми, информированными, но еще не компетентными, увлекающимися, но еще не увлеченными (*См.: Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М., Знание, 1977, с. 60.). Некоторая поверхностность — не недостаток, а возрастная черта ранней юности.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.