Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава VI
Межличностные привязанности. Дружба

VI. 1. Генезис эмоциональных привязанностей


Как ни важны для юности коллективные отношения и чувство своей «принадлежности», групповые контакты обычно включают в себя соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием групповых товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.

Потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком, по-видимому, врожденная и проявляется уже в первые недели и месяцы жизни ребенка. Однако содержание этой потребности и способы ее удовлетворения, включая степень избирательности контактов, их устойчивости и психологической глубины (интимности), меняются с возрастом, по мере развития личности и ее коммуникативных способностей.

Параллельно способности узнавать себя в другом вызревает потребность в самораскрытии. Подростковый и юношеский возраст знаменует начало напряженного внутреннего диалога и самоанализа. Потребность «излить душу» проявляется, в частности, в появлении интимных дневников, чтобы, как писал 15-летний Н. А. Добролюбов, «поговорить... хоть с самим собой, за недостатком другого собеседника, который бы с участием выслушал мои признания» (*Добролюбов Н. А. Дневники. — Собр. соч. в 9-ти т. М, — Л., Гослитиздат, 1964, т. 8, с. 435.). Даже сейчас, когда «моды» на дневники нет, на вопрос: «Вели ли вы когда-либо дневник?» — положительно ответили свыше половины опрошенных ленинградских девочек-старшеклассниц и 12 процентов юношей этого возраста.

«Счастье — это когда тебя понимают», — говорит юный герой фильма «Доживем до понедельника». Жажда самовыражения, предпосылкой которого является осознание своей особенности, — одна из главных черт юношеской психики. Но юношеская коммуникативность часто бывает эгоцентрической; потребность в самовыражении выше интереса к собеседнику. Подлинная интимность, т.е. совмещение жизненных целей и перспектив двух или нескольких личностей при сохранении индивидуальности и особенности каждого из них, предполагает наличие относительно стабильного «я».

Если его нет, подросток мечется между желанием слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии. Иногда придумать другого легче, чем понять его. Отсюда — напряженность в отношениях с друзьями и любимыми; им нередко навязывается роль зеркала, попытка слияния с которым, по выражению Э. Эриксона, причиняет боль себе и разбивает зеркало. Разные компоненты идентичности созревают не одновременно.

Каждый новый аспект индивидуальности, будь то усвоение половой роли или выбор профессии, так или иначе претворяется в межличностные отношения, становится значимым объектом коммуникации, причем именно то, что в данный момент проблематично, наиболее личностно значимо и интимно. Разным фазам развития личности соответствует поэтому не только разная степень интимности межличностных отношений, но и разные типы значимых лиц, с которыми в первую очередь осуществляется обмен информацией, и разное содержание коммуникации. Все это наглядно проявляется в юношеской дружбе.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.