Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава VIII
Формирование мировоззрения и общественной активности

VIII. 4. Художественные интересы и восприятие искусства. Часть 1


Исключительно важную роль в формировании личности старшеклассника играет искусство. Л. С. Выготский писал: «Шеррингтон сравнивал нашу нервную систему с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действию. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие. Эта неосуществившаяся часть жизни должна быть изжита.

Искусство, видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения» (*Выготский Л. С. Психология искусства (анализ эстетической реакции). — В кн.: Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М., 1963, с. 122.). Юношеский возраст особенно сензитивен к восприятию произведений искусства. Развитие самосознания и обогащение эмоционального мира вызывает у юношей и девушек множество новых эстетических переживаний, которые невозможно ни выразить, ни осмыслить без помощи искусства.

С этим связаны количественные и качественные сдвиги в содержании эстетических интересов и потребностей, а также художественного потребления старшеклассников. Прежде всего меняется отношение к разным видам искусства. Ученые из Научно-исследовательского института художественного воспитания АПН СССР просили учащихся назвать вид искусства, который им особенно интересен. В I—IV классах детские интересы распределяются между всеми видами искусства более или менее равномерно, с некоторым предпочтением изобразительного искусства, причем в активной, творческой форме (рисовать, лепить), и кино. Позже эти интересы дифференцируются.

До VII класса ведущие и примерно равные места в предпочтениях школьников занимают художественная литература и кино. Начиная с VIII класса литература выходит на первое место. Этот сдвиг вовсе не означает уменьшения интереса к кино или более редкой посещаемости кинотеатра — напротив, то и другое растет. Старшеклассники — верные поклонники киноискусства. Современный городской старшеклассник, по данным И. С. Левшиной, ежегодно бывает в кино 60—65 раз; кроме того, почти половина юношей и девушек ежемесячно смотрят по телевизору от 20 до 30 фильмов, не считая других телепередач.

Иерархия видов искусства по выраженности интереса к ним у учащихся IX—X классов такова: первое место занимает литература, второе, со значительным отставанием, музыка, третье — кино, четвертое — театр и пятое — изобразительное искусство (посещение выставок, музеев и т.п.). Та же иерархия предпочтений — на первом месте литература, на втором — музыка, на третьем — кино — выявлена А. Н. Семашко и у студентов вузов Днепропетровска.

Если учесть не только «организованное» художественное потребление (посещение концертов, спектаклей и т.д.), но и его домашние формы (прослушивание пластинок, концертов по радио и телевидению), то роль музыки окажется, вероятно, еще выше. С возрастом меняется не только отношение к разным видам искусства, но и тип предпочитаемых произведений. До VII класса подростки предпочитают в основном остросюжетные, фабульные произведения, приключения, детективы и т.д. Затем быстро нарастает интерес к произведениям проблемного, в том числе психологического, характера.

Это касается как литературных произведений, так и кинофильмов. Однако сдвиги очень неравномерны. Интерес к искусству и всему циклу гуманитарных предметов у девочек во всех возрастах выше, чем у мальчиков. В средних и старших классах эта разница становится все более заметной. Сдвиг интересов от фабульно-приключенческой литературы к проблемно-психологической начинается у девочек в VI, а у мальчиков — только в IX классе, да и то далеко не у всех.

Переориентация с фабульно-приключенческой литературы на проблемно-психологическую связана с ростом самосознания и мировоззренческими поисками. Около 90 процентов ленинградских старшеклассников, опрошенных Т. И. Мальковской, сказали, что именно книги впервые толкнули их к анализу внутреннего мира человека. Стадии развития читательских интересов в какой-то мере соответствуют стадиям роста самосознания. Подросток, осваивающий собственное «я», особенно любит книги и фильмы о сверстниках, школе. У юноши интерес к детским фильмам заметно снижается.

По данным НИИ теории и истории кино, наибольший интерес у старшеклассников вызывают фильмы о проблемах современности, не связанные непосредственно с жизнью школы, затем идут исторические, приключенческие и фантастические фильмы, а первое место в ряду предпочтений занимают фильмы о любви.

Личностные функции художественной литературы особенно важны. «Примеряя» на себя образы любимых героев, подросток не просто подражает им, но учится самоанализу. А. И. Герцен писал о героях Шиллера, что «лица его драм были для нас существующие личности, мы их разбирали, любили и ненавидели, не как поэтические произведения, а как живых людей. Сверх того, мы в них видели самих себя» (*Герцен А. И. Былое и думы. — Соч. в 9-ти т. М„ Гослитиздат, 1956, т. 4, с. 83.).

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.