Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава VIII
Формирование мировоззрения и общественной активности

VIII. 4. Художественные интересы и восприятие искусства. Часть 3


В сочетании с танцем или пением музыка составляет не только фон, но и важный компонент юношеского общения. В наибольшей степени это относится к самой спорной с точки зрения эстетики и в то же время самой популярной среди молодежи поп- или бит-музыке. Попытки отмахнуться от нее, объясняя популярность бита только эстетической незрелостью молодежи, равно как и механическое противопоставление бита классике, не выдерживают серьезной критики.

Интересны выводы, к которым пришла группа венгерских исследователей во главе с И. Витани. Так же как поп-арт старается выделить эстетическое из простых предметов повседневного быта, бит хочет создать искусство путем интенсификации простых музыкальных стереотипов. Исполняемая бит-группами и вокально-инструментальными ансамблями музыка, если брать ее в единстве мелодии, гармонии, ритма, тембра, динамики, вовсе не проста и для неподготовленного слушателя трудно воспроизводима.

Но отдельные элементы ее кажутся доступными и создают у слушателя иллюзию, будто это он сам музицирует или, во всяком случае, может все это сделать. Простота, стереотипность многих текстов также напоминает фольклорную. Это облегчает распространение такой музыки. Другая особенность бита — чудовищная, всеподавляющая сила звука. Усиление звука и в классической музыке — одно из средств достичь эмоционального напряжения. Современные электроусилители приводят к тому, что бит-музыка воспринимается уже не только ухом, но все тело выступает в качестве резонатора.

С одной стороны, это концентрирует в музыке эмоциональные силы индивида, с другой — звучащее пространство как бы простирает шатер над слушателями, так что переживания их становятся общими, отрезают от внешнего мира и внушают чувство взаимосвязанности и сопричастности. Психологические функции бит-музыки так же разнообразны, как и она сама. Одним она дает разрядку эмоционального напряжения, другим — чувство внутреннего освобождения, отключения от прозы будней, третьим — ощущение слияния с группой. Нельзя забывать и о престижной функции бита как важнейшего символа юношеской субкультуры.

Вопрос компетентности в современной популярной музыке для подростков и юношей чрезвычайно важен. Хорошее знание современных ансамблей, певцов и их репертуара, обладание модными записями и т.п. стало одним из средств завоевания престижа у сверстников, а отсутствие таких знаний воспринимается как отсталость. Учитывая известную конформность юношеских групп, эта «мода» способствует нивелированию художественных вкусов, часто на довольно низком уровне. Все это сталкивает воспитателя с целым рядом проблем, причем не только эстетических, что хорошо показано в таких фильмах, как «Не болит голова у дятла» и «Розыгрыш».

Понять психологические функции юношеской музыки не значит обязательно принять ее. В молодежных увлечениях много наносного, безвкусного. Серые, пустые тексты не становятся лучше от того, что их исполняют только в сопровождении музыки. Злоупотребление электроинструментами причиняет серьезное беспокойство окружающим людям. Кроме того, привычка к звуковым перегрузкам отрицательно влияет на слух и нервную систему. И совсем уж никуда не годится, если «эмоциональное раскрепощение» выливается в разнузданные акты вандализма, что не раз случалось на Западе.

Нельзя закрывать глаза и на то, что распространение магнитофонных записей, переписанных с зарубежных дисков, подчас открывает дверь чуждым идеологическим влияниям. Но здесь, как и с другими молодежными модами, запреты и ограничения не могут заменить главного — систематического воспитания у молодежи высокого эстетического вкуса. Разные поколения молодежи увлекаются разной музыкой. У одних это танцевальные мелодии, у других — джаз, у третьих — «барды», у четвертых — вокально-инструментальные ансамбли.

Учитель не может разделять все эти увлечения, но он может и должен учитывать их. Музыкальные клубы, дискотеки (журнал «Клуб и художественная самодеятельность» не только систематически обсуждает проблемы легкой музыки, но и издает в качестве приложения наиболее интересные новые диски), обсуждение музыкальных новинок, обучение игре на популярных инструментах — все это снимает с молодежной музыки ореол запретности и одновременно повышает общий уровень музыкальной культуры старшеклассников.

Задачи эстетического воспитания не сводятся к тому, чтобы вводить в определенные рамки спонтанные потребности юношей и девушек. Оно — органическая часть воспитания всесторонне развитой личности.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.