Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава V
Общество сверстников и юношеские группы

V. 2. Личность в организованном коллективе (школьный класс). Часть 3


Чем бы ни определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы, причем такие юноши часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков.

Девять десятых обследованных М. А. Алемаскиным несовершеннолетних правонарушителей, зарегистрированных в детских комнатах милиции, были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно. Из обследованных Г. Г. Бочкаревой 140 несовершеннолетних правонарушителей около половины относились к одноклассникам безразлично или враждебно, среди остальных школьников так ответили лишь 19 процентов.

Очевидно, здесь существует обратная связь. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т.д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в классе. К сожалению, как показывает Я. Л. Коломинский, учителям свойственна тенденция субъективно оптимизировать статусную структуру класса.

Сравнив реальную статусную структуру классов (с V по X) одной и той же школы и ее оценку работающими в этих классах учителями, ученый нашел, что учителя невольно сглаживают статусную дифференциацию, преуменьшая значение крайних категорий. При этом точность учительского прогноза психологической изоляции учеников при переходе от средних классов к старшим снижается больше чем вдвое. А без умения оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю значительно труднее найти индивидуальный подход к ребенку и помочь ему выйти из трудного положения. Исключительно ответственная роль в формировании личности старшеклассника принадлежит комсомолу.

Вступление в члены ВЛКСМ — важный морально-политический и психологический рубеж в сознании юношей и девушек. Комсомольская организация школы и класса выступает инициатором и организатором всех основных форм общественно-политической деятельности старшеклассников. Принадлежность к комсомольской организации повышает меру их гражданского самосознания и чувство ответственности за общее дело. В последние годы важную роль в общественно-политической жизни школьных комсомольских организаций приобрел Ленинский зачет.

Готовясь к нему, комсомольцы берут на себя определенные личные и коллективные обязательства, идущие по следующим основным направлениям:
- усиление воспитания старшеклассников в духе коммунистической идейности, преданности социалистической Родине, в духе интернационализма;
- активная пропаганда норм и ценностей советского общества;
- повышение общеобразовательного и идейно-политического уровня комсомольцев, глубокое изучение ими марксистско-ленинской теории;
- воспитание коммунистического отношения к труду; воспитание морально-политических качеств, присущих советскому человеку, борьба с нарушениями принципов и норм коммунистической морали;
- подготовка старшеклассников к выполнению воинского долга в рядах Советской Армии;
- организационно-политическое укрепление первичных комсомольских организаций.

Особое место в системе Ленинского зачета занимает изучение трудов В. И. Ленина, такие формы повышения политического уровня комсомольцев, как Ленинские уроки, Ленинские чтения.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.