Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава V
Общество сверстников и юношеские группы

V. 2. Личность в организованном коллективе (школьный класс). Часть 4


Значительное место в деятельности комсомольцев-старшеклассников занимает изучение революционных, боевых и трудовых традиций советского народа. Комсомол уделяет много внимания организации политического просвещения в форме политинформации, обсуждения вопросов текущей политики и т.д. Важной школой воспитания должны быть и комсомольские собрания, на которых юноши и девушки учатся принципиальности, умению ставить и обсуждать насущные вопросы, вскрывать недостатки и воспринимать нелицеприятную критику в свой адрес.

Комсомольские поручения, даваемые от имени коллектива и выполняемые на глазах коллектива, формируют у учащихся чувство ответственности за порученное дело, умение подчинять личные интересы общественным, устанавливать друг с другом отношения ответственной зависимости, правильно соотносить цели и средства деятельности. Работа школьной комсомольской организации, как и классного коллектива, может быть успешной только при учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Любое общественное дело должно иметь какой-то индивидуально-личностный план, обращаться к жизненному опыту и конкретной деятельности учащегося. Можно, например, сформулировать тему классного собрания «Среднее образование — каждому!», а можно назвать его «Знания и твое завтра». Обе формулировки правильны. Но, как замечает А. В. Мудрик, первая ориентирует на уяснение общего социального смысла учебы, тогда как вторая заставляет каждого задуматься о смысле его собственной учебной деятельности.

Тяга старшеклассников к постановке общих проблем не позволяет сводить комсомольскую работу к повседневным, будничным делам. Наряду с конкретными деловыми мероприятиями необходимы собрания, диспуты, посвященные философским, мировоззренческим вопросам («Что значит учиться коммунизму?», «Подвиг в жизни и жизнь как подвиг» и т.п.). Но и общие темы должны отвечать на конкретные, личные проблемы юношей и девушек.

Очень важно учитывать юношескую тягу к самостоятельности. Даже в полностью комсомольском классе педагог не должен смешивать классный коллектив, по отношению к которому он выступает в роли руководителя, и комсомольский коллектив, по отношению к которому он является старшим товарищем. Социальная активность старших школьников тесно связана с уровнем их самоуправления.

Подмена убеждения приказом, а совета нажимом, с какими бы добрыми намерениями это ни делалось, ведет к росту пассивности и иждивенческих настроений, на которые часто жалуются и юноши и взрослые. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» особо подчеркивает необходимость активизировать деятельность органов ученического самоуправления.

Признано целесообразным создавать в восьмилетних и средних школах ученические комитеты, которые будут содействовать становлению сплоченных коллективов как действенного средства идейно-нравственного воспитания личности. Подробная программа деятельности школьного комсомола содержится в решениях XVIII съезда ВЛКСМ.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.