Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава I
Юность как предмет научного исследования

I. 2. Методологические проблемы возрастной психологии. Часть 5

Одна из самых сложных методологических проблем возрастной психологии вообще и юношеской психологии в частности — вопрос о степени устойчивости и изменчивости индивидуально-личностных черт с возрастом. В сущности, это не один вопрос, а целая серия взаимосвязанных проблем. Когда, в каком возрасте индивид претерпевает наибольшие изменения?

Пока психологи не начали изучать жизненный путь в целом, им казалось, что существенные сдвиги происходят только на первых его этапах (период формирования, до юности включительно) и в старости (нисходящий цикл развития); взрослость рисовалась относительно статичным периодом, когда человек реализует свои потенции, но его собственные качества остаются более или менее неизменными.

В свете новейших исследований стало ясно, что это представление ошибочно, что человек изменяется и развивается на протяжении всей жизни. Но темп, степень и характер возрастных изменений очень сильно варьируют. Во-первых, существуют разные индивидуальные типы развития: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности или от юности к зрелости, а другие — нет. Во-вторых, разные психические черты обладают неодинаковой устойчивостью.

Американские психологи К. Шайи и Д. Пархэм, изучавшие степень устойчивости 19 индивидуально-личностных факторов у группы взрослых испытуемых (от 22 до 84 лет) на протяжении семи лет (причем возрастные сдвиги сопоставлялись с когортными изменениями), нашли, что устойчивость тесно связана с природой самих измеряемых свойств. Ученые разделили их на три вида.

Биологически стабильные черты, обусловленные генетически пли возникшие в начальных стадиях онтогенеза, устойчиво сохраняются на протяжении всей жизни и теснее связаны с полом, чем с возрастом. Культурно обусловленные черты гораздо более изменчивы, причем те сдвиги, которые в поперечных исследованиях кажутся зависящими от возраста, на самом деле, как видно из лонгитюдных данных, часто выражают когортные или исторические различия.

Наконец, биокультурные черты, подчиненные двойной детерминации, варьируют в зависимости как от биологических, так и от социально-культурных условий. Поэтому, хотя устойчивость индивидуально-личностных черт является не исключением, а правилом, она вовсе не означает отсутствия перемен по завершении юности. Фактически проблема еще сложнее. Говоря о стабильности, устойчивости индивидуально-личностных свойств на протяжении жизненного пути, ученые часто имеют в виду разные вещи.

В первом случае речь идет о стабильности экспериментальных данных, о том, что испытуемый имеет более или менее одинаковые показатели по определенным психическим параметрам, измеряемым с помощью соответствующих тестов. Во втором случае имеется в виду фенотипическое постоянство, т.е. последовательность и преемственность поведения индивида. Речь идет о том, можно ли по каким-то признакам поведения ребенка или юноши предсказать, каким будет поведение этого человека, когда он станет взрослым.

В третьем случае имеется в виду генотипическая устойчивость, т.е. наличие каких-то неизменных глубинных качеств, которые могут проявляться по-разному, но устойчиво сохраняются и детерминируют поведение индивида на протяжении всей его жизни. Эти три аспекта (или уровня) устойчивости личности принципиально различны, и изучение каждого из них сопряжено со специфическими трудностями. Одинаковость экспериментальных реакций индивида (например, его ответов на одни и те же вопросы) может объясняться не только внутренней стабильностью измеряемых качеств, но и другими причинами (например, тем, что человек понял замысел психологов или помнит свои прошлые ответы).

Кроме того, многие индикаторы (показатели), употребляемые к психодиагностике, недостаточно определенны и надежны. Не менее сложна проблема фенотипического постоянства, преемственности поведения. Если ребенок мучает кошку, это еще не значит, что он обязательно вырастет жестоким. Герой «драматического исследования» В. Аграновского «Остановите Малахова!» Андрей Малахов уже в детском саду украл лопатку. Значит, с этого и началась его преступная биография?

Но многие дети присваивают чужие вещи и тем не менее вырастают честными. С этим вопросом сталкивается и научная психология, пытающаяся предсказывать или хотя бы задним числом объяснять поведение индивида особенностями его прошлого. «Одно и то же» по внешним признакам поведение может иметь в разном возрасте совершенно разный психологический смысл.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.