Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава I
Юность как предмет научного исследования

I. 2. Методологические проблемы возрастной психологии. Часть 6

Далее, существует так называемый «дремлющий» или «отсроченный» эффект, когда некоторое качество или свойство проявляется не сразу, а какое-то время спустя, причем в разном возрасте по-разному. Например, коммуникативные качества личности в принципе очень устойчивы и здесь есть определенная преемственность поведения.

Однако психологи не смогли объяснить особенности общения взрослых мужчин из Калифорнийского лонгитюда свойствами их юношеского возраста; прогноз (точнее, ретродикция, т.е. предсказание, сделанное ретроспективно, задним числом) оказался возможен лишь на основе поведения испытуемых, когда им было 8 лет. Свойства поведения подростка, по которым можно предсказать уровень его психического здоровья в 30 лет, иные, нежели те, по которым прогнозируется психическое здоровье 40-летних. Это говорит о сложности и принципиальной неравномерности и скачкообразности процесса развития.

Генотипическая устойчивость кажется более надежной и определенной. Но здесь психология сталкивается с проблемой сложного взаимодействия природных и социальных аспектов развития и с неразработанностью генетики человека. Чтобы понять соотношение социальных и биологических факторов развития, психологи широко применяют так называемый близнецовый метод, сравнение развития одно- и двухъяйцевых близнецов.

Этот метод дает очень ценные результаты, показывая, что сложные индивидуально-личностные качества обычно являются результатом совместного действия наследственности и социальных факторов. Даже генетически наследуемые свойства не остаются одними и теми же на разных этапах онтогенеза. Степень сходства однояйцевых близнецов по одним и тем же качествам может быть существенно различной в 15, 25 и 40 лет.

Американские психологи Р. Дворкин, И. Готтесман и др. обследовали 147 пар 16-летних близнецов и повторили обследование 12 лет спустя, когда испытуемым (42 пары) исполнилось по 28 лет. Оказалось, что сама структура наследственных качеств варьирует с возрастом. Наряду с такими свойствами, по которым однояйцевые близнецы значимо отличаются от двухъяйцевых и в 16 и в 28 лет (т. е. налицо сквозная наследственность), существует много измерений, обнаруживающих свою генетическую природу на одной фазе развития и не обнаруживающих на другой.

Так, 16-летние однояйцевые близнецы были статистически ближе друг к другу, чем их двухъяйцевые сверстники, по шкалам общительности, интеллекта и психопатологии; у 28-летних разница между одно- и двухъяйцевыми близнецами по этим качествам, указывающая на их генетическую природу, исчезает. Зато другие шкалы, например эмоциональной устойчивости и уверенности в себе, обнаруживают генетическую детерминацию в 28 лет, тогда как у 16-летних ее не наблюдается.

Видимо, с возрастом не только меняется уровень генетической регуляции психических свойств (у юношей больше черт, обнаруживающих генную природу, чем у взрослых), но происходят и какие-то, пока неясные, качественные сдвиги. Ясно лишь, что и близнецовые исследования позволяют судить о степени наследуемости психических качеств и способов их проявления только с учетом возраста и когортной принадлежности испытуемых.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.