Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава II
Юность как стадия жизненного пути

II. 2. Натуральный ряд развития (процессы физического созревания). Часть 1

Понятие юности всегда было тесно связано с понятием переходного возраста, центральным биологическим процессом которого является половое созревание. В физиологии этот процесс условно подразделяется на три фазы: 1) препубертатный, или подготовительный, период, 2) собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания, и 3) постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости.

Если совместить это деление с привычными возрастными категориями, то препубертатный период соответствует предподростковому (или младшему подростковому), пубертатный — подростковому, постпубертатный — юношескому возрасту. Все процессы созревания протекают крайне неравномерно и неодновременно, причем эта гетерохронность проявляется как на межиндивидуальном (один мальчик 14—17 лет может быть постпубертатным юношей, другой — пубертатным подростком, а третий — допубертатным ребенком), так и на внутрииндивидуальном уровне (разные биологические системы одного и того же человека созревают не одновременно).

Как связаны друг с другом разные аспекты физического созревания? В целом скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте тесно связаны друг с другом как у мужчин, так и у женщин. Однако ни рост, ни степень маскулинности (мужеподобности) телосложения у мужчин, по-видимому, не связаны со сроками полового созревания. Межиндивидуальные различия здесь довольно велики. У раносозревающих мальчиков (акселеранты) первые изменения во вторичных половых признаках становятся заметными уже на 11-м году жизни, а максимальный рост приходится на 13-й год. Их поздносозревающие ровесники (ретарданты) отстают на 2 года.

По данным Калифорнийского лонгитюда, мальчики-акселе-ранты в течение целого ряда лет остаются выше, тяжелее и сильнее остальных, причем максимум различий приходится на 14—16 лет. У девочек созревание начинается на 2 года раньше, чем у мальчиков, причем акселерантки чаще бывают приземистыми и пухлыми. Акселерантки превосходят в росте ровесниц-ретарданток, пока те не пройдут период скачка в росте, но в конечном счете ретардантки становятся выше и стройнее. Максимум различий в размерах и весе между рано- и поздно-созревающими девочками приходится на 12—14 лет.

Пубертатный период — одна из критических стадий в развитии организма, когда происходит преобразование системы центральных звеньев, присущей предыдущему периоду, в новую систему, необходимую для последующего периода развития. Это, естественно, повышает восприимчивость организма к действию разнообразных внешних факторов и, следовательно, снижает его сопротивляемость (резистентность) к ним. Отсюда — представление об особой «хрупкости» подростка. Но относительное снижение резистентности, как пишет известный советский физиолог И. А. Аршавский, представляет собой только один аспект развития адаптивных способностей организма.

Критическая стадия онтогенеза «характеризуется преобразованием одного доминантного состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в существенно новое доминантное состояние, требующееся в последующем возрастном периоде» (*Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации. — В кн.: Возрастная физиология. В серии «Руководство по физиологии». Л., Наука, 1975, с. 60.). Иначе говоря, чувствительность, или возбудимость, организма не просто повышается, а становится более избирательной. Критические периоды называются также сензитивными, причем принято уточнять, к чему именно наиболее сензитивен этот возраст.

Как влияет физическое развитие, включая конституциональные особенности организма и темп его созревания, на психические процессы и свойства личности, ответить нелегко, потому что влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которой эти свойства проявляются и оцениваются. Дело не в том, что генетические факторы не имеют самостоятельного значения.

Вполне возможно и даже вероятно, что определенные гены несут в себе программы развертывания и физических свойств, и некоторых особенностей темперамента, и умственных склонностей индивида. Но, имея дело с поведением и сложными психическими свойствами человека, наука не может (во всяком случае, сегодня) однозначно разделить их генетические и социальные детерминанты.

Существует довольно много работ, сопоставляющих отдельные показатели физического развития (например, роста) с отдельными же показателями развития психического (интеллекта или эмоций). В последние годы ученые предпочитают сравнивать не отдельно взятые свойства, а системные образования.

Два момента исследуются при этом особенно интенсивно: влияние генетически заданных и сохраняющихся на протяжении всей жизни конституциональных особенностей организма, так называемого соматотипа, и влияние темпа физического созревания, который характеризует только определенную фазу развития человека.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.