Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава IV
Взаимоотношения со взрослыми

IV. 3. Положение в школе и отношения с учителями. Часть 1

Сказанное в полной мере относится и к школе. Положение современного старшеклассника в школе довольно сложно и неоднозначно. С одной стороны, положение старших накладывает на юношей дополнительную ответственность. Старшеклассник, особенно комсомолец, чувствует себя помощником учителя, перед старшеклассником ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, в дисциплинарном отношении, по своим правам он остается фактически на том же самом уровне, что и раньше.

Он обязан беспрекословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации часто функционируют под контролем и руководством классного руководителя и школьной администрации, причем иногда это руководство перерастает в мелочную опеку. Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения и знаниям, к учителям, к соученикам. Младший школьник и даже подросток еще не различают этих моментов, они просто «любят» или «не любят» школу.

Установки старшеклассника гораздо более дифференцированны. Его отношение к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы. Это хорошо показано в работах Л. И. Божович и ее сотрудников. Учение — ведущая деятельность старшеклассника; получение среднего образования в современных условиях является гражданским долгом и жизненной потребностью каждого молодого советского человека. Но мотивы учения с возрастом меняются.

В I—II классах ребенок еще не осознает самого содержания учебы и ориентируется главным образом на отметку, за которой для него стоит определенное отношение учителя. В III—VII классах учение становится прежде всего средством завоевать престиж у сверстников, заслужить репутацию хорошего ученика. Для старшеклассника все это уже менее существенно. Учеба, приобретение знаний становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей деятельности.

С этим связано более равнодушное отношение к учебной отметке, которую многие учителя считают важнейшим средством педагогического воздействия. Конечно, отметка и для десятиклассника сохраняет большое значение. Анализируя сочинения старшеклассников Ленинграда, Ангарска, Воркуты и Петропавловска-на-Камчатке на тему «Что меня радует и огорчает в школе?», Т. Н. Мальковская отмечает большой удельный вес переживаний, связанных с оценкой знаний, ее объективностью и влиянием на отношения с родителями и товарищами.

Исследования психологов ГДР также показывают, что удовлетворенность или неудовлетворенность своим характером у старших школьников тесно связана с тем, насколько они удовлетворены своими учебными успехами, а также своим положением в классе. Тот, кто недоволен своими отметками, чаще бывает недоволен и своим характером. Но, в отличие от младших возрастов, решающее значение в регулировании поведения и степени самоуважения имеет уже не просто чужое мнение или норма, а интериоризованная система взглядов и ценностей.

Понимание учения как подготовки к жизни означает иной, чем у подростков, критерий оценки учебных предметов: на первый план выходит не столько то, что увлекательно или легко дается, сколько то, что «важно», т.е. потребуется в будущем. В целом такая установка более «взрослая», но нередко при этом проявляется довольно примитивный практицизм и техницизм, в частности недооценка гуманитарных дисциплин, так как они «в дальнейшем не понадобятся».

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.