Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава IV
Взаимоотношения со взрослыми

IV. 3. Положение в школе и отношения с учителями. Часть 2

Несмотря на понимание необходимости образования и наличие внутренней потребности в нем, некоторые учащиеся снижают качество учебной работы. Почти половина старшеклассников (в основном мальчики), опрошенных Т. Н. Мальковской, не удовлетворены своей учебной деятельностью. Одни связывают это с собственными недостатками (например, ленью), другие — с недостатками учебного процесса. Особенно часто повторяются жалобы на перегрузку заданиями и нетворческий стиль обучения.

Жалобы на недостаток самостоятельности сплошь и рядом сочетаются у старшеклассников с пассивным отношением к учебе. Это имеет объективные причины. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977) отмечает, что школьные программы и учебники в ряде случаев перегружены излишней информацией и второстепенными материалами, что мешает выработке у учащихся навыков самостоятельной творческой работы.

Если у взрослых, работающих людей количество свободного времени растет, то у школьников его становится меньше. По данным А. Я. Журкиной, обследовавшей бюджет времени около 10 тыс. старшеклассников Москвы, Таганрога и Смоленска, учащиеся, помимо классных занятий, ежедневно тратят на приготовление домашних заданий в среднем 2 часа 40 минут, а наиболее добросовестные — 5—6 часов в день.

Большинство старшеклассников занимаются и по воскресеньям, затрачивая на приготовление уроков в среднем 4—5 часов. Вместе с отношением к учебе изменяется и отношение старшеклассников к школе как к учреждению. Подростки еще склонны рассматривать и описывать школу как свою естественную жизненную среду, «дом», в котором сосредоточены их основные переживания. «Школа,— говорит ученик VI класса, — это дом, где мы учимся, где учителя, которых мы любим или не любим, где интересно, иногда и скучно, но школа — это школа!»

Старшеклассники видят школу более функционально, как «учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных людей» (*Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968, с. 375.). Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью, хотя и важной частью, его жизненного мира. В средних классах школьников, главные интересы и общение которых сосредоточены вне школы, сравнительно немного, и такая ориентация учеников обычно служит тревожным сигналом.

В IX—X классах это уже статистически нормальное явление. Школьная жизнь все чаще рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Как показывают исследования Р. Г. Гуровой и др., большинство старшеклассников любят свою школу. Но, хотя старшеклассник еще принадлежит школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит свое поведение, все чаще находятся вне ее.

В хорошей школе, педагогический коллектив которой опирается на самодеятельность учащихся, поощряя и развивая их общественную активность и инициативу, эти тенденции не особенно заметны, так как внешкольные интересы свободно вливаются в школьные и обогащают школьную жизнь. Там, где этого нет, мотив разграничения и даже противопоставления школы и «настоящей», «взрослой» жизни звучит очень сильно.

«Каким бы умным и зрелым ты ни был сам по себе,— пишет «Алому парусу» юноша, — пока ты еще учишься в школе, к тебе относятся как к ребенку не только родители (для них это, наверно, естественно), но и все окружающие тебя люди»; «Нам уже 16,— вторит ему десятиклассница,— и на табличку у касс кинотеатров «Дети до 16 лет не допускаются» мы смотрим с насмешливой улыбкой.

Итак, у администрации кинотеатров мы получили полное признание. А в школе? Как ни странно, в школе нас во многом считают детьми... Однажды один из преподавателей сказал мне: «Вот кончишь школу, и тогда тебе придется приобретать собственные мысли». Смешно!»

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.