Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава VII
Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек

VII. 4. Дифференциально-психологические аспекты психосексуального развития. Часть 2


Из различия типов половой конституции вытекает необходимость дифференцированного, индивидуального подхода к подросткам и юношам. Половая конституция непосредственно влияет только на физиологические потенции индивида. Общий характер его чувств и привязанностей (выбор объекта, соотношение чувственности и нежности, длительность и сила привязанности) определяется не ею, а воспитанными свойствами личности. В исследовании этих тонких процессов литература и искусство далеко опередили психологию.

Уже Стендаль, сравнивая любовь Вертера с любовью Дон-Жуана, замечал, что их спор не может быть решен, так как они слишком различны. Далекий от мысли принизить Дон-Жуана, Стендаль признает за ним целый ряд достоинств: бесстрашие, находчивость, живость, хладнокровие, занимательность и т.д. Однако люди этого типа слишком эгоистичны. Превращая любовь в интригу или спорт, делая ее средством удовлетворения своего тщеславия, они уже не способны отдаваться ей сами.

«Вместо того чтобы, подобно Вертеру, создавать действительность по образцу своих желаний, Дон-Жуан испытывает желания, не до конца удовлетворяемые холодной действительностью, как это бывает при честолюбии, скупости и других страстях. Вместо того чтобы теряться в волшебных грезах кристаллизации, он, как генерал, размышляет об успехах своих маневров и, короче говоря, убивает любовь вместо того, чтобы наслаждаться ею больше других, как это думает толпа» (*Стендаль. О любви. — Собр. соч. в 15-ти т. М., Правда, 1959, т. 4, с, 566.).

Любовь Вертера, с его мечтательностью и склонностью к идеализации, плохо приспособлена к прозе жизни и чревата неизбежными драмами и разочарованиями. Зато «любовь в стиле Вертера открывает душу для всех искусств, для всех сладостных и романических впечатлений: для лунного света, для красоты лесов, для красоты живописи — словом, для всякого чувства прекрасного и наслаждения им, в какой бы форме оно ни проявлялось, хотя бы одетое в грубый холст» (*Там же, с. 564.).

Разумеется, таких типов не два, а гораздо больше. Но центральной проблемой обычно является сочетание «секса», т.е. физического, чувственного, генитального наслаждения, и «любви», т.е. тотальной человеческой близости, психологической интимности, слияния душ. У подростка эти потребности разобщены, у взрослого человека в идеале они сливаются. Но степень и длительность такого слияния зависят от множества условий. Подавленность эмоциональных реакций, невротизм, крайний эгоцентризм, делая человека неспособным к психологической интимности, подрывают и его шансы на успешную любовь.

Серьезные трудности порождает и приверженность жестким стереотипам «маскулинности — фемининности»: мужчина, который видит в женщине только сексуальный объект (это часто сочетается с пониженным самоуважением), обычно не способен к эмоциональному самораскрытию и психологическому контакту с ней. Подготовка юношей и девушек к семейной жизни требует совершенствования системы морального воспитания и полового просвещения.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.