Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава II
Юность как стадия жизненного пути

II. 3. Социальный ряд развития (процессы социализации). Часть 4

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики. Многих юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, — собственная возрастная специфика, право на авто: номию от старших и т.п. В то же время перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Это предполагает наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, развитие интегративных механизмов самосознания, выработку мировоззрения и жизненной позиции, а также определенных психосексуальных ориентаций. Юношеское самоопределение — исключительно важный этап формирования личности. Однако до тех пор, пока это «предвосхищающее» самоопределение не проверено практикой, его нельзя считать прочным и окончательным.

Отсюда — третий возрастной период, от 18 до 23—25 лет, который можно условно назвать поздней юностью или началом взрослости. В отличие от подростка, который в основном принадлежит еще к миру детства (что бы он сам об этом ни думал), и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18—23-летний человек является взрослым как в биологическом, так и в социальном отношении.

Общество видит в нем уже не столько объект социализации, хотя, разумеется, продолжает его воспитывать, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая ее результаты по «взрослым» стандартам.

Ведущей сферой деятельности становится теперь труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей. Об этой возрастной группе уже нельзя говорить «вообще»: ее социально-психологические свойства зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения. Образование, которое продолжается и на этом этапе развития, становится не общим, а специальным, профессиональным, причем сама учеба в вузе может в известном смысле рассматриваться как вид трудовой деятельности.

Молодые люди приобретают большую или меньшую степень материальной независимости от родителей, обзаводятся собственными семьями. В 1970 г. в браке состояло 29 процентов мужчин и 55 процентов женщин в возрасте от 20 до 24 лет. По данным киевского демографа Л. В. Чуйко, максимальная интенсивность вступления в брак на Украине в 1969—1970 гг. приходилась у мужчин на 24, у женщин — на 22 года. Демографы считают оптимальным возрастом вступления в брак 22—24 года для женихов и 20—22 года для невест.

Но как многие юноши в каких-то отношениях еще остаются подростками, так и многие молодые люди сталкиваются с «юношескими» проблемами и в студенческие годы и много позже. Без учета этого обстоятельства нельзя понять ни молодых рабочих, ни студенчества. Кроме того, проблемы 18—23-летних ретроспективно бросают дополнительный свет на юношескую психологию.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.