Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава VIII
Формирование мировоззрения и общественной активности

VIII. 3. Становление морального сознания. Часть 1

Развитие морального сознания у ребенка рассматривается в современной психологии в двух аспектах — когнитивном и мотивационном. Почти все психологи и философы выделяют в развитии нравственного сознания три главных этапа: доморальный уровень, когда ребенок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических соображений, конвенциональную мораль, ориентирующуюся на внешние нормы поведения, и, наконец, автономную мораль, т.е. ориентацию на внутреннюю, автономную систему принципов.

Иначе говоря, сначала ребенок ориентируется на «внешнее» начало: он должен вести себя хорошо, чтобы избегать наказаний и получать поощрения; свои поступки он оценивает по их прямым последствиям (плохое наказывается, хорошее поощряется). Затем «внешняя» система правил и норм интериоризируется: ребенок старается вести себя хорошо главным образом из потребности в одобрении со стороны значимых для него лиц и в поддержании определенного порядка.

«Хорошее» осознается сначала как то, что одобряют значимые для ребенка люди (родители, учителя), а затем как то, что соответствует определенным правилам. Понимание морали как совокупности правил и ожиданий окружающих означает, что источник моральных предписаний все еще воспринимается как нечто внешнее, формальное; это ориентация не на осознанный принцип, а на внешний авторитет. Отсюда некоторая неустойчивость поведения ребенка, его зависимость от внешних влияний.

С развитием абстрактного мышления личность вырабатывает осознанные моральные принципы, имеющие общую мировоззренческую основу. Поскольку ценность и значение этих принципов уже не зависят от частных жизненных ситуаций, смены групповой принадлежности и т.п., то и в осуществлении их человек начинает ориентироваться прежде всего на собственную совесть.

Таким образом, с одной стороны, происходит обобщение идеалов и норм поведения, которые освобождаются от связи с конкретными ситуациями и лицами, а с другой — общие идеалы и формальные принципы индивидуализируются, складываясь в единый образ своего «морального «я» («Здесь я стою и не могу иначе»), которое становится психологически автономным.

Переход к более высокому этапу морального сознания необходимо предполагает достижение индивидом определенного уровня интеллектуального развития. Уже Л. С. Выготский связывал развитие морального сознания и самосознания ребенка с прогрессом абстрактного, понятийного мышления. Новейшие экспериментальные исследования, в частности работы Л. Колберга, не только подтверждают наличие такой связи, но и доказывают, что переход от конвенциональной морали к автономной начинается именно в юности.

Психологи давно уже обратили внимание на внутреннюю противоречивость юношеского морального сознания, в котором ригоризм и категоричность оценок странным образом уживаются подчас с демонстративным скепсисом и сомнением в обоснованности многих общепринятых норм. Такая противоречивость объясняется, если взять психологическую сторону вопроса, именно интеллектуальными трудностями. В отличие от ребенка, принимающего правила поведения на веру, юноша уже начинает осознавать их относительность, но он еще не всегда знает, с чем именно их нужно соотносить.

Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается моральному релятивизму: если все относительно, значит все дозволено, все, что можно понять, можно оправдать, и т.д. Подобные рассуждения кажутся циничными и на самом деле могут перерасти в моральный нигилизм.

Однако воспитатель должен различать подлинный цинизм, который проявляется прежде всего в поведении, и мучительный для самого старшеклассника поиск обобщающего принципа, «символа веры», с помощью которого он мог бы соединить и логически обосновать частные правила поведения, которые представляются ему проблематичными.

Целенаправленное этическое воспитание, разъяснение проблем и принципов морали в общем виде или на конкретных примерах жизни, литературы повышают уровень морального сознания юношей и девушек, помогают им глубже понять, взвесить и оценить жизненные ситуации. Недаром у старшеклассников так велик интерес к лекциям и диспутам на морально-этические темы.

Интеллектуальное развитие — необходимое, но недостаточное условие роста морального сознания. Решающее значение имеет собственный опыт личности, ее деятельность, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и нравственные чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты нравственного поведения. Характерный для личности способ решения моральных проблем, как и та система ценностей, с которой эти проблемы соотносятся, формируется прежде всего в ходе практической деятельности ребенка и его общения с окружающими людьми.

Поведение личности зависит не только от того, как она понимает стоящую перед ней проблему, но и от психологической готовности к тому или иному действию. Формирование внутренних моральных инстанций, «морального «я», с которым индивид соотносит свои мотивы и поведение, — результат совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящего в ходе практической деятельности личности.

Противопоставление сознания и поведения, «внутреннего» и «внешнего» в этом случае, как и в других, бессмысленно. «Произвольное поведение, происходящее в условиях конфликта противоположно направленных мотивационных тенденций, опосредствуется внутренним планом действия, в котором и происходит перестройка мотивационной сферы субъекта.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.