Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава VIII
Формирование мировоззрения и общественной активности

VIII. 3. Становление морального сознания. Часть 2

В результате ведущим побуждением становится именно то, в направлении которого субъект сознательно хочет действовать». Однако чисто интеллектуальное взвешивание всех «за» и «против» неспособно совершить такую перестройку, так как сам интеллектуальный план оказывается либо нацело блокированным более сильным непосредственным мотивом, либо процессы рассуждения и взвешивания идут в направлении поддержки непосредственно более сильного мотива» (*Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения. — Вопр. психологии, 1976, № 4, с. 66.).

Активная жизненная позиция, предполагаемая коммунистической нравственностью, не может быть выработана только лекциями о морали. Сущность нравственности раскрывается в поступках и формируется поступками же. «Принципиальная мораль» требует от индивида не только наличия устойчивых принципов, формирование которых предполагает определенный уровень умственного развития, но и готовности поступать в соответствии со своими принципами, принципиальности как личностного качества.

Исследования Л. И. Божович и ее сотрудников показывают, что направленность личности, в том числе нравственная направленность, закладывается задолго до юношеского возраста. При этом имеет значение как содержание преобладающей мотивации, т. е. является ли она общественно-коллективистической или лично-эгоистической, так и ее сила, то, насколько эта мотивация проявляется в конфликтных ситуациях.

Московский педагог М. М. Ященко, изучавший проблемы воздействия сложных ситуаций на процесс формирования нравственного опыта старшеклассников, обратил внимание на то, что поведение старших школьников в новых сложных ситуациях прямо зависит от наличия у них опыта разрешения аналогичных ситуаций. Новая проблема всегда так или иначе сопоставляется с прошлым опытом человека, и чем более личным является этот опыт, тем сильнее его влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более важна, чем та, которую он наблюдал со стороны или о которой он узнал от других (потому-то реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях).

Большое значение имеют конфликтные ситуации, которые не только выявляют уже существующую нравственную направленность личности, но и формируют ее нравственный опыт. Школьные конфликты нередко кажутся взрослым частными, несущественными. Но эти конфликты имеют свою моральную сторону, и способ их разрешения формирует нравственное поведение личности в большей степени, чем самые возвышенные поучения. Последствия отрицательного нравственного опыта исправить еще труднее, чем опыта учебного.

В юношеском возрасте морально-этические проблемы встают особенно остро. Старшеклассник значительно чаще подростка принимает самостоятельные решения и по более серьезным вопросам. Кроме того, свойственное юности стремление к обобщениям и оценкам заставляет ее видеть не только конкретные последствия, но общий нравственный смысл поступков и ситуаций. Младший подросток, негодуя по поводу несправедливой оценки или нарушенного обещания, фиксирует внимание в основном на непосредственных результатах события («Ну вот, теперь в кино не пустят!»).

Старшеклассник ставит их в связь с общими принципами поведения («Неужели все так поступают, и есть ли вообще на свете справедливость?»). Наконец, активизация деятельности самосознания побуждает юношу обращать морально-этические вопросы и к себе. Частный случай (спасовал в неожиданной ситуации, струсил, поддался нажиму и т.п.), который подросток постарается поскорее выбросить из головы и забыть, у старшеклассника вызывает сложную рефлексию, чувство вины, угрызения совести. Оценка своих нравственных качеств — один из важнейших аспектов юношеского образа «я».

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.