Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава VIII
Формирование мировоззрения и общественной активности

VIII. 3. Становление морального сознания. Часть 3

По сравнению с подростком юноша не просто более самостоятелен, но сама самостоятельность понимается им иначе. Как пишут Л. И. Рувинский и А. Я. Арет, для подростка независимость — самоцель. На вопрос: «Что значит найти в жизни свое место?» — подросток отвечает: «Это значит занять независимое место, делать то, что хочешь». Юноша ответит на тот же вопрос по-другому: «Это значит занять место по способностям, по своим силам, самому хорошо решать свои жизненные задачи, справляться со своими делами».

Стремление к самоутверждению сменяется, таким образом, более реалистическим и критическим самоанализом и самовоспитанием. Подростки и юноши живо интересуются методами самовоспитания. Характерен горячий отклик, который встретило опубликованное «Комсомольской правдой» письмо 16-летнего Сергея Д. из Ярославля, предложившего провести «всесоюзный двухнедельник самовоспитания». В этом предложении и вызванной им редакционной почте, как в капле воды, отразились также противоречия юношеского самосознания и недостатки воспитательной работы взрослых.

Сергей внес свое предложение с самыми лучшими намерениями: «Этот двухнедельник я предлагаю потому, что знаю: многие ребята недовольны собой, хотят себя переделать, но все никак не могут начать». Так давайте начнем сразу же! Почему именно двухнедельник? «Мне кажется, что недели мало, а месяца много, потому что не терпится сравнить себя нового и старого». У взрослого человека превращение самовоспитания в краткосрочную кампанию может вызвать улыбку.

К сожалению, у многих подростков и юношей самовоспитание действительно страдает скоротечностью. Кроме того, педагоги отмечают, что некоторые школьники воспитывают в себе не положительные, а отрицательные качества, например грубость и упрямство вместо вежливости и скромности. Отчасти это, вероятно, объясняется расхождением в оценочных терминах: то, что учителю представляется упрямством, восьмиклассник называет принципиальностью, грубость кажется ему проявлением мужественности и т.п. Иногда дело в общем контексте поведения: учитель осуждает упрямство ученика — и в оценке конкретного поступка педагог прав.

Но для юноши важен не частный случай (позже он охотно признает свою неправоту), а то, способен ли он вообще «выдержать характер», противостоять нажиму и т.д. Истинное воспитание, писал В. А. Сухомлинский, «совершается только тогда, когда есть самовоспитание. А самовоспитание— это человеческое достоинство в действии, это могучий поток, который движет колесо человеческого достоинства» (*Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., Молодая гвардия, 1971, с. 49.).

Активная жизненная позиция, выработка которой составляет стержень нравственного воспитания, возможна только на основе развитой самодисциплины и глубокого усвоения норм коммунистической морали. Но эта позиция обязательно должна быть личной. Нам нужны такие люди, говорил В. И. Ленин, за которых «можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести», не побоятся «признаться ни в какой трудности» и не испугаются «никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели» (*Ленин В. И. Лучше меньше, да лучше. — Поли. собр. соч., т. 45, с. 391—392.).

Таких людей нельзя вырастить в тепличной обстановке или в атмосфере казенной дисциплины, ориентированной на пассивное послушание. Нравственный опыт личности не менее важен, чем ее умственное развитие. Старшеклассник, ради получения хорошей характеристики не осмеливающийся возразить классному руководителю и поддержать товарища, в правоте которого он убежден, накапливает опыт приспособленчества, несовместимый с качествами борца за коммунизм.

Привычка к завышенным, ради процента успеваемости, отметкам в школе психологически и морально подготавливает юношу к будущему очковтирательству на производстве и т.д. Поэтому наша наука и общественность уделяют особое внимание моральному климату школы, созданию в ней творческой атмосферы, благоприятствующей развитию человеческого достоинства учащихся, сочетающей высокую моральную требовательность к ученику с уважением к его личности.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.