Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава VIII
Формирование мировоззрения и общественной активности

VIII. 2. Жизненные планы и профессиональное самоопределение. Часть 2


У человека могут быть задатки многих способностей и дарований. Например, Р. Вагнер обладал одновременно музыкальным и литературным талантами, А. С. Пушкин и Т. Г. Шевченко, помимо поэтического дара, были незаурядными художниками, композитор А. П. Бородин был крупным химиком. Даже многие талантливые люди не сразу находили себя, по нескольку раз меняли профессии.

Самоопределение есть одновременно и самоограничение. Школьник в профессиональном отношении еще никто, «чистая потенция». Он может быть и слесарем, и врачом, и космонавтом. Выбор специальности делает человека чем-то определенным, он получает определенную сферу деятельности, в которой предметно реализуются его силы и способности. Но это означает вместе с тем отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей, сделать ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто.

Профессиональное самоопределение сегодня — многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда — с другой.

В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. Эти три подхода подчеркивают разные стороны дела (первый исходит из запросов общества, третий — из свойств личности, второй предлагает способы согласования того и другого), но являются вместе с тем взаимодополнительными (первый преимущественно социологический, второй — социально-психологический, третий — дифференциально-психологический).

В возрастной психологии профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых, разумеется, варьирует.
Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.
Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.
Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, — предварительный выбор профессии.

Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка («Я люблю исторические романы, стану-ка я историком»), затем — с точки зрения его способностей («У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помогать больным людям, стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?»).

Разумеется, интересы, способности и ценности проявляются, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии) или личные (система личных ценностей, т.е. чего индивид хочет для себя), как более обобщенные, созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязанно.

Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, в свою очередь, подкрепляют интерес.

Четвертый этап — практическое принятие решения, собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему; выбор конкретной специальности. Вообще говоря, последовательность этих двух выборов может быть разной. Девушка может сначала определить сферу деятельности («Хочу заниматься медициной»), а потом — уровень ее квалификации (быть ли врачом, фельдшером, медсестрой или санитаркой), или наоборот — сначала выбрать уровень, а потом уже специальность («Буду поступать в вуз, но еще не знаю, в какой»). Фактически, судя по данным социологов, второй путь решительно преобладает; ориентация на поступление в вуз формируется значительно раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

Выбор специальности характеризуется многоступенчатостью. Уже к концу VIII класса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование (поступление в IX класс), на профессиональное образование (поступление в ПТУ или техникум), непосредственно на работу (поступление на производство с последующим завершением среднего образования). Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей — материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д.

Те, кто выбирает профессиональное образование или работу, должны сразу же дополнить социальную ориентацию профессиональной — куда именно поступить и что делать. У остальных такое решение отсрочивается до окончания X класса, причем у десятиклассников, как и у восьмиклассников, выбору профессии предшествует более широкая социальная ориентация: установка на вуз, специальное профессиональное образование или работу.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.