Психология юношеского возраста. На главную

 


Глава VIII
Формирование мировоззрения и общественной активности

VIII. 2. Жизненные планы и профессиональное самоопределение. Часть 4


Существует, однако, и третья возможность, вытекающая из принятого в советской психологии принципа единства сознания и деятельности,— ориентация на формирование индивидуального стиля деятельности. Эта концепция основана на следующих предпосылках, сформулированных Е. А. Климовым:

«1. Признается, что есть стойкие, практически невоспитуемые личные (психологические) качества, существенные для успеха деятельности.

2. Возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту (продуктивности труда) варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности.

3. Имеются широкие возможности преодоления слабой выраженности отдельных способностей за счет их упражнения или же компенсации посредством других способностей или способов работы (сниженную скорость реагирования можно компенсировать повышенным вниманием к подготовительным мероприятиям, предусмотрительностью; понижение активности в монотонной обстановке можно компенсировать тем, что человек искусственно разнообразит деятельность — меняет порядок действий или воображает, что объекты меняют цвет, или одухотворяет их мысленно и т.д.).

4. Формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности, т. е. внутренних условий развития, наряду с учетом внешних условий (предметной и микросоциальной среды)» (*Климов Е. А. Личность, профессия и научно-практическая консультация. — В кн.: Молодежь и труд/Под ред. В. А. Ядова. М., Молодая гвардия, 1970, с. 107.).

В выборе профессии очень важна профессиональная консультация. Это трудное дело, требующее серьезной подготовки. Хотя консультационные пункты есть во многих городах нашей страны, их явно недостаточно. Подавляющее большинство старшеклассников выбирают профессию более или менее стихийно.

В рамках новосибирского исследования В. Н. Шубкина был особый раздел под названием «Цена пророков». Суть его состояла в том, что весной, перед окончанием школы, десятиклассников опрашивали, каким они видят свое ближайшее будущее, какую профессию изберут, где будут работать или учиться и т. д. Те же вопросы задавали одноклассникам (каждый давал прогноз о каждом), учителям и родителям. Через полгода, осенью, социологи выяснили, как фактически сложилась судьба выпускников, и подсчитали, сколько очков «выбила» каждая группа «пророков»: сами выпускники, их одноклассники, учителя и родители.

Наиболее точными были предсказания одноклассников. Учителя, как и родители, оказались неважными «пророками». Существенные факторы профессионального самоопределения — возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.

Выбор профессии, как мы видели, — сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существуют две опасности. Один полюс — затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций юноши, что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение — один из главных компонентов повзросления и устойчивого образа «я», самоуважения и т.д.

Попытки родителей (особенно частые в интеллигентных семьях) ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима («Ну когда ты, в конце концов, определишься? Я в твоем возрасте...»), как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелание вообще что-либо выбирать, уход в разного рода хобби и т.п.

Помощь здесь может быть только органической — своевременное, на всем протяжении учебы, расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.

Предыдущая | Содержание | Следующая
 

 


 

2010. Психология юношеского возраста.